Презентация «применение палочек кюизенера в работе с дошкольниками». Презентация: «Палочки Кюизенера» презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему Презентации занятий с палочками кюизенера

Ольга Котляник

Презентация «Палочки Кюизенера»

1. Цветные палочки
являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»
, «право – лево»
, «между»
, «длиннее»
, «выше»
и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки
используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками
, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки
уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Рассматриваемый способ позволяет в игровой форме заранее развить у ребенка интерес к математике и способности к этому предмету. Дети с легкостью понимают сам механизм счета и начинают использовать новоприобретенные знания на практике, проследив незамысловатую логическую цепочку, которую наглядно иллюстрируют палочки Кюизенера
.

2. Практика
: знакомство с палочками

Возьми в левую руку как можно больше разных палочек
, а в правую — поменьше.

Выкладывайте из палочек
разнообразные предметы, здания, фигурки. Составьте лесенку от меньшей палочки до самой большой
. Сложите ту же лесенку сами, но пропустите несколько ступенек. Сгруппируйте все палочки по оттенкам
.

Возьмите одну палочку
и попросите ребенка взять другую такого же цвета и назвать его.

Возьмите в руки несколько палочек
. Попросите взять себе столько же, сколько и у вас.

Разложить палочки
разных цветов одну за другой. Повторить несколько раз в той же, а затем в другой последовательности.

Сложите рядом три палочки одного цвета
, а с другой стороны — четыре штуки такого же оттенка. После этого попросите ребенка сказать, какая из фигур уже, а какая шире.

Попросите ребенка взять в руку две палочки
, которые отличаются от той, что вы держите в руках. Постройте пирамидку. Задавайте ребенку вопросы о ее составляющих. Например, какая палочка
расположена в самом верху? А в самом низу? Какая лежит выше
: желтая или красная? Какая расположена между розовой и желтой? Какая палочка короче
, а какая — длиннее?

Пусть возьмет в руки несколько палочек
. Попросите его посчитать, сколько их оказалось у него в руке. Какие палочки
вместе смогут составить одну красную? Положите перед ребенком белую палочку
. Спросите, какую нужно к ней добавить, чтобы по длине вместе они равнялись красной.

Попросите малыша разными способами составить число пять из палочек
. Спросите, насколько голубая палочка больше
(длиннее, чем розовая?

Попросите ребенка сделать поезд из красной и голубой палочки
. А потом попросите из белых палочек
составить другой поезд, который был бы длиннее данного на один вагон.

Спросите, сколько в оранжевой палочке
можно уместить розовых?

Вместе составьте из палочек
все числа в диапазоне от 1-5

Постройте простую геометрическую фигуру. Попросите ребенка ее повторить, а позже — сделать это по памяти

Публикации по теме:

Бельгийский математик Х. Кюизенер разработал универсальную технологию, палочки Кюизенера. Данный дидактический материал особенный и универсальный,.

Тема: «Палочки Кюизенера в Санкт – Петербурге». Палочки Киюзенера являются многофункциональным, многоаспектным дидактическим пособием,.

Игра – конструирование в старшей группе. Тема: «Волшебное приключение». Дидактические задачи: — Учить детей выбирать палочки по словесному.

Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.

Палочки Кюизенера — новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Только то в человеке прочно.

Палочки Кюизенера в помощь воспитателю и родителям

Палочки Кюизенера: учимся играя Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев,.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Консультация «Удивительные палочки. Занятия с палочками Кюизенера»

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное»семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной. Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

«Цветная алгебра –палочки Кюизенера» Составитель: Петухова Светлана Александровна, воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Палочки Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. http://www.youtube.com/watch?v=Hm5Jq1QFQ0I Для детей 3-7 лет

Задачи: Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая — число 1 — 25 штук, розовая — число 2 — 20 штук, голубая – число 3 — 16 штук, красная – число 4 — 12 штук, жёлтая – число 5 — 10 штук, фиолетовая – число 6 — 9 штук, чёрная – число 7 — 8 штук, бордовая – число 8 — 7 штук, синяя – число 9 — 5 штук, оранжевая – число 10 — 4 штук.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное»семейство». В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной.

Методическое обеспечение Раздаточный материал Альбом для детей 2-3 лет Альбом для детей 3-5 лет

Методическое обеспечение Карточки для детей 5-8 лет Альбом для детей 5-8- лет

Этапы обучения На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Основные дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации) Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.

Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,

Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение. Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет — как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. * — Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации.

Рекомендации к использованию Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. http://px-pict.com/4/4.html Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине. Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. «Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной». Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы «да» или «нет». Освоение комплекта. 2. Построение лестницы. 3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же» Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: «Покажи палочку 3 — какого она цвета?» «Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. 5. Развитие у детей количественных представлений. 4. Составление ковриков. составление узоров.

В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку «1», уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку «2» и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька. — А теперь найдите «З», Какого цвета палочка «З»? Положите голубую палочку «3» под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик. — Сколько же ступенек в лесенке? Три. — Давайте проверим, не ошиблись ли мы? Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий: — Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). — Первая. А которая по порядку розовая палочка? — Вторая. А голубая — третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку «один» и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет «шагать» по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой «1», переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: «К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три» и т. д. Упражнениям придается игровой характер (игра «Поезд»). Упражнения Найти палочку «З», уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех «единиц» (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения. — Возьмите палочку «З», разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку «3» положим 3 белых палочки, то получим опять число три. — Чему же равно 3/3 части? — А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.

Методика: взять палочку -«1» только один раз и положить перед собой на столе. -Если мы палочку «1» взяли только один раз, сколько же получилось? -А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). — Возьмите «1» три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два. Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку «8» и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку «9», чтобы каждый получил по «три». 8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет).

Примеры использования лесенка тарелка

заяц жираф

медведь страус

грузовик самовар

домик с крылечком верблюд

цветок Елена Прекрасная

Палочки Кюизенера
в работе учителя-дефектолога
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976)
разработал универсальный дидактический материал для развития у
детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу
«Числа и цвета», посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это
счетные палочки, которые еще
называют «числа в цвете»,
цветными палочками,
цветными числами, цветными
линеечками.
Для детей 3-7 лет
Задачи:
1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево»,
«между», «длиннее», «выше» и мн.др.
3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными
мерками, освоить в процессе этой практической деятельности
некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению
чисел.
5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ,
синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование
и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание,
воображение, речь.
6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и
воображения, познавательной активности.
7. Развивать умение работать в коллективе.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и
форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая — число 1 — 25 штук,
розовая — число 2 — 20 штук,
голубая – число 3 — 16 штук,
красная – число 4 — 12 штук,
жёлтая – число 5 — 10 штук,
фиолетовая – число 6 — 9 штук,
чёрная – число 7 — 8 штук,
бордовая – число 8 — 7 штук,
синяя – число 9 — 5 штук,
оранжевая – число 10 — 4 штук.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью».
«Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а
связан с определенным соотношением их по величине. Например, в
«семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих»
состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены
оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое
число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено
черным цветом, образуя отдельное»семейство».
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем
больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые
окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых
простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной.
Методическое обеспечение
Раздаточный
материал
Альбом для детей 2-3 лет
Альбом для детей 3-5 лет
Методическое обеспечение
Альбом для детей 5-8- лет
Карточки для детей 5-8 лет
Основные
дидактические
задачи
Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера
(возможные варианты мотивации)
Сенсорное
восприятие цвета и
размера
Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное
манипулирование. Строительство разноцветных дорожек,
домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из
палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.
Сравнение по
величине, длине,
ширине, высоте,
форме. Умение
видеть
закономерность,
глазомер.
Игры конструирования по числовым схемам и контурам –
кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр
по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй
сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым
схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище»,
«Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных
рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных
играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать
палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.
Развитие
количественных
представлений,
порядковый счет,
ориентировка в
пространстве.
Сравнение чисел:
>,< Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов» «Как зверята играли в числа». Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел Использование палочек, как мерки. Речевые умения. Измерение различных предметов, обсуждение результатов. «Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации. Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение. Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. * - Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации. Рекомендации к использованию 1. Освоение комплекта. Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. 2. Построение лестницы. Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине. 3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму. Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет". 4. Составление ковриков. составление узоров. Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же" Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. 5. Развитие у детей количественных представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька. - А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик. - Сколько же ступенек в лесенке? Три. - Давайте проверим, не ошиблись ли мы? Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий: - Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). - Первая. А которая по порядку розовая палочка? - Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет. Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд"). Упражнения Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения. - Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три. - Чему же равно 3/3 части? - А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки. 8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет). Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе. -Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось? -А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). - Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два. Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три". Примеры использования лесенка тарелка заяц жираф медведь страус самовар грузовик домик с крылечком верблюд Елена Прекрасная цветок

«Палочки Кюизенера, как средство развития творческих способностей детей»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них творческие способности, которые можно разделить на три основные группы:

· Творческое воображение (фантазия и интуиция)

· Творческое мышление (живость ума)

· Практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактический материал – Палочки Кюизенера. (слайд 1)

(слайд 2)
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

(слайд 3)

(слайд 4)

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

(слайд 5,6)
Основной дидактической задачей, которой является:

· Сенсорное восприятие цвета и размера

· Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер.

· Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: больше, меньше.

· Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий

· Понятия четных и нечётных чисел.

· Использование палочек, как мерки. Речевые умения.

· Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение.

· Развитие творческих способностей, самостоятельности.

(слайд 7)
Это пособие отличается своими особенностями:

· Многофункциональность

· Широкий возрастной диапазон участников

· Творческий потенциал

· Конструктивные элементы

· Образность и универсальность

(слайд 8)
Методическое обеспечение.

(слайд 9,10)
Использование этой игры позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и тд.

(слайд 11,12)
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творчество. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этой игре у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развивать способности к моделированию и конструированию.

Играя с палочками Кюизенера, дети строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, они выкладывают узоры, картинки, сюжеты. Дети имеют полную свободу действий и фантазию.

Вывод:
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что палочки Кюизенера дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительности. Много интересного можно сделать (машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир). Палочки Кюизенера дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. Игры с палочками создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные творческие формы игровой активности.

(слайд 13)
Творческое задание.

Список используемой литературы.

1. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.

2. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. Автор Б.Б. Фиккельштейн.

3. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Волшебные дорожки». Автор Б.Б. Фиккельштейн.

4. Готовимся к школе – успешно учимся «Палочки Кюизенера. На золотом крыльце…..»

Скачать:

Подписи к слайдам:

Кюизинер

Характеристика развивающей игры палочки
Кюизенера

Многофункциональность
Широкий возрастной диапазон участников
Творческий потенциал
Конструктивные элементы
Образность и универсальность
грузовик
самовар
цветок
Бельгийский учитель начальной школы Джордж
Кюизенер
(1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.

Палочки
Кюизенера
– это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел:
>,Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» — озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня».
Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий
«Как растут дома?» — многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа.
«Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов»
«Как зверята играли в числа».
Понятия четных и нечётных чисел.
Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел
Использование палочек, как мерки. Речевые умения.
Измерение различных предметов, обсуждение результатов.
«Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.
медведь
заяц
жираф
От простого к сложному

Палочки
Кюизенера

Подготовила:
воспитатель 1 категории
Никитина В.А.
Основные дидактические задачи
Способы реализации с помощью палочек
Кьюизенера
(возможные варианты мотивации)
Сенсорное восприятие цвета и
размера
Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*.
Сравнение по величине, длине,
ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.
Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.
Составим все палочки четко по росту
От низкой к высокой – это очень просто
А рядом составим в обратном порядке
От длинной к короткой – как на зарядке

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное»семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной.
Спасибо за внимание!
Примеры использования
лесенка
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной
Первая – это белый листок
Вторая – розовый лепесток
Третья – как голубой океан
Четвертая – словно красный тюльпан
Пятая – желтый солнечный свет
Шестая – сиреневый яркий букет
Седьмая – черный пушистый кот
Восьмая – вкусный вишневый компот
Девятая – синий мой мячик
А десятый – оранжевый зайчик
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:
белая
— число 1 — 25 штук,
розовая
— число 2 — 20 штук,
голубая
– число 3 — 16 штук,
красная
– число 4 — 12 штук,
жёлтая
– число 5 — 10 штук,
фиолетовая
– число 6 — 9 штук,
чёрная
– число 7 — 8 штук,
бордовая
– число 8 — 7 штук,
синяя
– число 9 — 5 штук,
оранжевая
– число 10 — 4 штук.
Методическое обеспечение

Творческое задание

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ПалочкиКюизенера3 – 7 лет
Дети легко усваивают понятия «левое», «длинное», «между», «каждый», «один из…», «быть не одного цвета» и многие другие.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче предыдущей на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят:белая — число 1 — 25 штук,розовая — число 2 — 20 штук,голубая – число 3 — 16 штук,красная – число 4 — 12 штук,жёлтая – число 5 — 10 штук,фиолетовая – число 6 — 9 штук, чёрная – число 7 — 8 штук,бордовая – число 8 — 7 штук,синяя – число 9 — 5 штук,оранжевая – число 10 — 4 штук.

Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. В «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

Методическое обеспечение:Раздаточный материалАльбом для детей 2-3 летАльбом для детей 3-5 летАльбом для детей 5-8- летКарточки для детей 5-8 лет

Как работать с материалом?1 этап.Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд».
Как работать с материалом?2 этап.Выкладывание сюжетных картин.Освоение количественного и порядкового счета.Решение числовых выражений и задач. Состав числа 5Состав числа 8
Примеры использования:ЛесенкаТарелкаЗаяцЖирафМедведьСтраус
Примеры использования:ГрузовикСамоварВерблюдДомик с крылечкомЕлена ПрекраснаяЦветок
Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении.(Л. Н. Толстой)Спасибо за внимание!

Приложенные файлы

Источник: knia.ru