Как отечественные ВУЗы используют возможности VPN и конференцсвязи в условиях пандемии COVID-19

После того как вспышка коронавирусной инфекции была объявлена ВОЗ глобальной пандемией, люди по всему миру столкнулись с серьезными проблемами. Угроза заражения и вынужденная изоляции значительно повлияли на весь наш жизненный уклад, поставив большинство людей перед выбором: что же для них важнее комфорт повседневной жизни и верность собственным привычкам или же собственная безопасность и здоровье родных и близких людей. Все сегодня понимают, что в новых условиях нужно адаптироваться и искать новые возможности работы и получения образования.

Предпринимаемые правительствами разных стран, государственными учреждениями и различными компаниями меры позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Так, к примеру, вслед за всеми остальными государственными учреждениями, уже в первой половине марта 2020 года российские ВУЗы стали переходить на систему удаленного обучения в рамках борьбы с распространением коронавируса. Большинство из них используют бесплатные VPN сервисы в процессе организации процесса удаленного обучения.

Могут ли российские вузы перейти в режим «онлайн»?

Один из ведущих ВУЗов страны — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) еще в середине марта выпустил приказ, в соответствие с которым данное образовательное учреждение должно реорганизовать учебный процесс таким образом, чтобы были минимизированы или вовсе исключены все личные контакты между преподавателями и студентами.

Многие ВУЗы, даже обладающие меньшими техническими возможностями, нежели МГУ, могут последовать его примеру. Современные технологии и платформы онлайн-обучения используют облачные приложения, которые не создают дополнительную нагрузку на сети учебного учреждения.

Так, к примеру, для эмуляции группового обучения ВУЗ может использовать такие программные решения как Google Meet, Panapto для видеозаписи и Zoom для видеоконференций. Любое учреждение может также заказать у поставщика обновление Zoom до версии Enterprise. Подобное решение добавляет удобные для организации привычного педагогического процесса функции, такие как перерывы и возможность для студента «поднять руку», будучи в видеоконференции. Zoom также легко интегрируется с электронной почтой и календарями Google.

Помимо всего прочего, в условиях глобальной пандемии, некоторые поставщики программного обеспечения проявили социальную ответственность и стали предлагать определенные бесплатные услуги для образовательных учреждений. К примеру, Google, добавил бесплатный доступ к функции Meet Premium в приложение G Suite.

Данная функция даст преподавателям и студентам возможность записывать сеансы конференцсвязи Google Meet.  Для многих ВУЗов с ограниченными бюджетами, отсутствие необходимости тратить дополнительные денежные средства на цифровые услуги в текущей ситуации будет действительно полезно.

Некоторые российские ВУЗы и колледжи оформляют заявки на покупку дополнительных беспроводных устройств, использующих WAN-сервисы, такие как 4G для доступа в Интернет. Их планируется использовать для подключения студентов, которые не имеют дома широкополосного доступа в Интернет.

Студенты, у которых имеется домашний широкополосный доступ, также могут столкнуться с определёнными проблемами. К примеру, у некоторых уже сейчас возникают с подключением к двусторонним видео сеансам связи, требующим высокой пропускной способности интернет канала.

Зарубежный опыт дистанционного обучения

Технологическим флагманом дистанционного образования в условиях эпидемии COVID-19 стали США. Так, к примеру, Государственный университет Сан-Хосе и 40 000 студентов данного учреждения уже стаи участниками модернизации университетской сети, которая позволила ВУЗу быстро адаптироваться к требованиям онлайн-обучения. ИТ-персоналу потребовалось всего несколько дней, чтобы обновить свой VPN сервис и добавить лицензии для платформ онлайн-обучения. Как и в российских ВУЗах, большинство из них используют бесплатные VPN.

Команда специалистов университета Сан-Хосе установила новое устройство межсетевого экрана Cisco, расширив университетскую поддержку удаленного доступа VPN до 10 000 одновременных подключений к клиентам бесплатного VPN. По утверждению руководства школы, общее число максимальных соединений было выбрано с учетом последующей системы удалённого обучения работы, а не в качестве отдельной меры на ситуацию с эпидемией коронавируса.

При этом предыдущий средний показатель университетского VON составлял от 70 до 100 одновременных сессий, но при этом в группах дистанционного обучения часто наблюдалось увеличение примерно до 500 пользователей из-за наличия требований в штате Сан-Хосе к работе на дому для сотрудников ВУЗа. Кроме того, с помощью бесплатных VPN был реализован перенос настольных телефонов сотрудников на их личные мобильные номера.

Цифровые системы управления процессом обучения, средства коммуникации и платформы электронного образования играют решающую роль во время общемировой пандемии. Программное обеспечение и приложения могут помочь учебным заведениям управлять, планировать, осуществлять и отслеживать весь учебный процесс.

Как можно видеть, эпидемия коронавируса, при всех своих трагических минусах, для мировой системы образования несет также множество плюсов. Выделяемые на совершенствование компьютеров, серверов и VPN сервисов денежные средства в будущем могут привести к настоящему прорыву в области удаленного обучения и перевернуть все современные представления об образовании.

Источник: it-tehnik.ru